В душе словно образовалась зияющая дыра, и бесконечные впечатления – единственное, что хоть не на долго в силах ее заполнить. В том числе впечатления музыкальные.
Сегодня были на скрипичном концерте. Большой зал Консерватории я все же не люблю – вульгарно-пафосен.
Но под Паганини мне срывает крышу, и вот уже не скрипки и смычки, а яхты и паруса, и бесконечный простор… Воды? Музыки? Ни о чем не думать, просто погружаться в это море, в это колыхающееся марево. Марево. Мара… Мало. Слишком мало для того, чтобы захлебнуться. Но слишком много, чтобы плыть, не задыхаясь. Скрипка Паганини. У меня дрожат пальцы? Вам это только кажется… Мара…
А последним номером был Сен-Санс. Не такой, как я привык, камерно-клависиновый, но так же изящный и почти лукавый. Бывает ли лукава скрипка? Не знаю. Но эта – пела, и было безразлично, лукавит ли, правдива ли… Первый раз я почувствовал, что инструмент в руках исполнителя и правда особый…
А вчера был орган. Бах и Видор. Фуги и симфонии для органа. И снова странные ощущения. В полутьме алтарная композиция (благовещение – ?) расплывается, женская фигура кажется надломлено-трагичной, и почему-то рядом с ней тут же возникает вторая, поддерживающая и вонзающая в шею клыки. В глазах – слезы, и не смотря на то, что гипс бел, я знаю, что у него зеленые глаза. А напротив ангел, который оплакивает обоих.
Под невероятную фугу Баха. Никогда ее прежде не слышал. "Тройная", кажется. Посвященная святой троице. Я снова был пьян этой музыкой, собором, всю ночь.
ЗЫ:
про ту самую
И. С. БАХ
Органная месса
2. KYRIE (15.55)
„Kyrie, Gott Vater i Ewigkeit", BWV 669
„Christe, aller Welt Trost", BWV 670
„Kyrie, Gott heiliger Geist", BWV 671
Органные хоральные прелюдии И. С. Баха объединены самим композитором в пять сборников. Один из них — собрание хоралов, составивших третью часть «Клавирных упражнений»,— был опубликован в 1739 году. 10 января 1739 года Элиас Бах (двоюродный брат композитора) пишет кантору Коху в Ронненбург: «Мой господин кузен намеревается издать несколько произведений, которые будут интересовать главным образом господ органистов и сочинены чрезвычайно хорошо; к пасхальной мессе они будут готовы и составят примерно 80 страниц...» Речь идет об «Органной мессе». Содержание мессы составляют прелюдии на «вероисповедальные песни». Под этим термином во времена Баха понимали небольшое собрание духовных песен. Бах придерживается того же расположения номеров мессы, что и в катехизисе Лютера — реформатора христианства. Основу мессы составляют такие хоралы, как «Десять святых заповедей», «Христос, наш господь, пришел к Иордану», «Из глубокой нужды восклицаю к тебе» и «Иисус Христос, наш спаситель». В мессу также включены две обязательные для богослужения части: Kyrie — три гимна, посвященные святой троице , и Gloria — ангельское песнопение. Цикл обрамляют прелюдия и фуга Es-dur, придающие стройность и завершенность всей композиции. В своих органных произведениях И. С. Бах стремится к мону: ментальности и ясности изложения художественного образа. Главное для композитора — передать музыкой характерное для хорала образное содержание и заложенное в тексте глубокое чувство. Бах ищет прежде всего мысль, которая способна вызвать пластичность музыкального выражения. В то же время композитор не склонен изображать в своей музыке все подробности сюжета. «Чувство, которое Бах хочет выразить, передается его звуками так потрясающе и мощно, как вряд ли у кого другого. Отдельные подробности и оттенки чувства он характеризует
исключительно своеобразно»,— пишет исследователь творчества Баха Альберт Швейцер. Настроение поэтического текста композитор передает во всех его тончайших оттенках, заботясь о том, чтобы поэтический замысел
был воплощен в- музыке в наиболее совершенной форме. Сюжетом для мессы послужили тексты библии, глубоко и своеобразно истолкованные композитором. Культовые формы бахов-ской музыки были тем религиозным оформлением, за которым раскрывалось новое содержание — истинна, гуманистическое. Важнейшим принципом И. С. Баха было устремление его музыки к сердцу слушателя, отвечающее требованиям народности,
понятности музыкального языка. Известно, что основным источником протестантского хорала была народная песня. Протестантский хорал нашел свою глубокую и своеобразную интерпретацию в сочинениях Баха. Композитор освобождается от догм, тяготивших многих его современников, и создает оригинальный новый тип хоралов, представленных в «Органной мессе» и хоральных прелюдиях из «Органной книжечки». Монументальная, величественная прелюдия ми бемоль мажор вводит слушателя в мир «Органной мессы». Ее назначение — создать настроение возвышенное и величественное. Мощное, энергичное звучание органа в крайних частях прелюдии чередуется с прозрачными, темброво разнообразными лирическими эпизодами. Следующая за прелюдией Купе призвана изобразить троицу . Она распадается на три связанные между собой фуги : „Kyrie, Gott Vater in Ewigkeit" («Бог — отец во веки веков»), „Chris-te, aller Welt Trost" («Христос — всего мира утешенье»), „Kyrie, Gott heiliger Geist" («Бог — святой дух»). Для всех трех фуг Бах использует одну тему, но ее характер меняется каждый раз. Первая фуга звучит спокойно и величаво, без аскетизма. Она выдержана в равномерном движении. Из низких регистров тема проникает постепенно в более высокие — создается ощущение просветления. Во второй фуге тема проходит в скрытом виде и только временами обнаруживает себя. Эта же тема в третьей фуге проносится в бурном потоке шестнадцатых. Gloria — третий номер мессы — написана в виде свободной фантазии на тему хорала „Allein Gott in der Hoh' sei Ehr" («Только бог, в высоте ему честь»). Бах создает очаровательно нежную хоральную прелюдию, памятуя о том, что текст гласит об ангельском пении. Эта весьма подвижная часть мессы интересна еще и тем, что все изложение ведется в довольно высоком регистре, с окончанием номера: «исчезновение ангелов» передается восходящим движением мелодии. Это один из многочисленных примеров звуковой символики Баха. В своем творчестве композитор довольно часто использовал текст следующей хоральной прелюдии: „Die zehn Gebote" («Десять заповедей»), В некоторых хоралах на данный текст Бах прибегает к довольно простому изобразительному приему: первая часть мелодии повторяется десять раз, символизируя десять заповедей. В большой хоральной прелюдии из «Органной мессы» композитор каждый голос развивает самостоятельно, что должно соответствовать «хаосу», царившему до появления закона — заповедей. Символом заповедей служит величественный канон на хоральную мелодию. Иного склада следующий хорал — „Der Glaube" («Вера»). „Wir glauben all' an einen Gott" («Мы все верим во единого бога»). Музыка хорала создает ощущение нежности и мечтательности. Шестая хоральная прелюдия, входящая в мессу,— „Das Vater unser" («Отче наш»). „Vater unser im Himmelreich" («Отче наш на небеси») — выдержана в более спокойном характере, чем предыдущий хорал. Исследователи баховского творчества сообщают, что в музыке этой прелюдии все время слышится первое слово — «отец». Возможно, что пространная разработка данного хорала была призвана музыкой передать лютерово изложение «Отче наш». Современные слушатели вряд ли станут ассоциировать это звучание сбожественными учениями, скорее их покорит необычность хорала, сказывающаяся в богатстве гармоний, в интереснейшей инструментовке с применением регистра «колокольчиков», которая создает впечатление загадочности и изящества. „Die Taufe" («Крещение»). Фантазия на хорал „Christ, unser Herr, zum Jordan kam" («Христос, наш господь, пришел к Иордану») как бы изображает струящиеся воды «священной реки». Поспешно пробегающие шестнадцатые ноты образуют чарующие волнообразные линии, возвышающиеся над темой, неоднократно проводимой в басу. „Die Busse" («Покаяние»). Мощный фугированный хорал — „Aus tiefer Not schrei' ich zu dir" («Из глубокой нужды восклицаю к тебе») — «покаянная песнь». По Лютеру, всякое истинное покаяние приводит к радостному сознанию искупления. Это объясняет характер музыки хорала — от умиротворенного звучания в начале номера, через постепенное нагнетание страстности, экстатичности призывов к богу до победоносного утверждения радости. Таким образом, мотив радости, вступающий в конце хорала, и длинная каденция, заключающая хорал, получают глубокий смысл, олицетворяя победу над мраком. Следующий, девятый хорал „Das Abendmahl" («Причастие») — „Jesus Christus unser Heiland" («Иисус Христос наш спаситель») — посвящен «тайной вечери». Эта хоральная прелюдия, как и некоторые предыдущие, может быть истолкована символически, как музыкальное воплощение идеи о причастии, смысл которой заключен в несокрушимой вере во всепрощение, в искупление грехов. В этом последнем хорале ярко прорисовывается народная песенно-танцевальная природа тематизма Баха. Стремительный характер и ясное голосоведение создают ощущение не божественного величия, но мирской, земной адости. Грандиозная эпическая тройная фуга венчает мессу. Ее тема в каждом разделе приобретает различные черты, но общий контур мелодии несомненен. Так заканчивается «Органная месса». Ее интересный замысел, казалось бы, должен был привлечь музыкантов-современников. Но этого не произошло. Долгое время хоральные прелюдии «Органной мессы» существовали вне зависимости друг от друга, перемежаясь с хоралами, дуэтами и другими сочинениями, ничего общего не имеющими с замыслом мессы. Восстановить подлинную картину сумело лишь Баховское общество, опубликовавшее подлинник так, как он был составлен самим композитором. Хоральная прелюдия „О Mensch, bewein' dein' Siinde gross" («О человек, оплакивай свой тяжкий грех») входит в другой сборник хоралов — «Органную книжечку». Оглавление сборника гласит: «Органная книжечка, в которой начинающему органисту предлагается руководство для разнообразного проведения хорала, а также для совершенствования в пользовании педалью, причем всюду, где в этих хоралах встречается педаль, исполнение ее обязательно. Всевышнему во славу, ближнему на поучение. Автор Иоганн Себаст. Бах, капельмейстер анхальт-кётенский». «Органная книжечка» Баха — одно из величайших достижений органного искусства. Ее принято считать словарем музыкального языка И. С. Баха. Она значительно облегчает понимание сложнейших баховских произведений типа «Страстей» и кантат. «Органная книжечка» не закончена: из задуманных 169 хоралов написано 45. Хоральная прелюдия „О Mejisch, bewein' dein' Siinde gross" находится в середине цикла, построенного в порядке церковного года. Эти хоралы, в основном, предназначены к исполнению в праздничные дни и, следовательно, связаны между собой. Все они задуманы как небольшие звуковые картины, что видно при знакомстве с прелюдией. Эта хоральная прелюдия отличается от хоралов «Органной мессы» прежде всего своим музыкальным языком — более «вокализированным», напоминающим звучание человеческого голоса (флейтовый тембр органа) с сопровождением. Музыка хорала возвышенно нежная, неторопливая. В конце хорала шестнадцатые, вздымающиеся вверх со стенаниями, как бы акцентируют наше внимание на словах: «и он стал жертвой ради нас». Часто встречаемый в «Органной книжечке» хроматический мотив в заключении хоральной прелюдии призван изобразить смерть Иисуса на кресте.
О. Б е р а к