13:05

Все это - суета и асимметричный дуализм языкового знака
В современной вампириане есть что-то от стокгольмского синдрома.

@темы: Игры в разум, Такая типо сада-маза

Комментарии
09.08.2010 в 16:16

Ну-с, 13-тый, кого должен любить чёрт?
Вот прямо "что-то"? Мне кажется, там не "что-то" а целиком и весь. Правда, именно с современными творениями я знакома не из книг, а по спорам коллег.
09.08.2010 в 16:43

Все это - суета и асимметричный дуализм языкового знака
А вы по специальности кто, если не секрет?

Мне кажется, что есть и другие источники. Все же тут дело не только в страхе, но и в страсти, например. Всякие там тайные желания; здравствуй, Фрейд.... Порывшись, еще много чего наколупать можно, судя по тому, что в статьях психологов закордонных на тему мелькает.
Хотя я не только про "творения", скорее - про восприятие этих творений, про какие-то собирательные образы, живущие сейчас в сознании людей.

Интересно, что обострение началось несколько поколений назад, но я не встречал никого из старших, кого бы оно задело. А жаль - интересно бы расспросить. Правда, это больше свойственно Европе и Америке, нам не до того было.
09.08.2010 в 17:09

Ну-с, 13-тый, кого должен любить чёрт?
Математик.

Сейчас на всякий случай посмотрела про синдром. И в который раз вспомнила, что я ему сама приписываю одну совершенно лишнюю черту: не простое разделение идей, а эмоциональное влечение к агрессору (каждый раз наступая на эти грабли, искренне удивляюсь собственному заблуждению). Так что меняю своё мнение с "целиком и полностью", до "частично".

А из старших это кто-то взрослее или кто-то, кто встретился с этим раньше?
09.08.2010 в 17:31

Все это - суета и асимметричный дуализм языкового знака
Старший по возрасту - и, соответственно, столкнувшийся раньше. На пару десятилетий желательно)))
10.08.2010 в 09:28

Ну-с, 13-тый, кого должен любить чёрт?
Вчера подумала ещё. В данном случае вампириана -- это произведение, в котором вампир непременно главный герой с любой стороны? Или же вампиры могут быть просто антуражем?
10.08.2010 в 11:17

Все это - суета и асимметричный дуализм языкового знака
На самом деле он может быть даже не вампиром (оборотнем там, например). Но вампиров сейчас и расплодилось больше, и мне самому они роднее)

Просто тут штука какая: до недавнего времени люди в большинстве своем (ибо массовое сознание вообще-то весьма инертно) считали что мир более менее познаваем, даже можно сказать почти познан, в нем есть какие-то константы, какие-то законы, и пусть они не вполне ясны, но само их наличие наполняло сердца покоем и гордостью за успехи человечества.
Но в какой-то момент эта иллюзия рухнула. Мир оброс новыми тайнами: черными дырами, кротовыми норами, темным веществом и бог знает чем еще. Заговорили о каких-то бесчисленных измерениях в добавок к привычным трем. И даже родное, уютное, однонаправленное время оказалось обратимым не только в фантастических романах.
И людям стало страшно. От позитивизма снова метнулись в мистику, таинственное, неизведанное. Начался религиозный подъем (активно поддержанный официозом и превратившийся в моду), стремительно взлетела популярность астрологии, расплодились гадалки...
Люди снова ощутили ужас неизвестности. Но как с ним жить - давно позабыли. Вот и залихорадило их. И появилась надежда на то, что "это неизвестное, может не такое уж оно и злое, а?" Литература же, особенно беллетристика (хотя в наше время тут рядом еще кино можно поставить), штука очень симптоматичная. Быстро все улавливает. И на смену уродливым и страшным кровожадным упырям пришли очаровательные юноши с добрыми глазами и сложнейшими нравственными заморочками. У которых все как у людей, только лучше. И которым вовсе не обязательно этих самых людей ненавидеть и убивать.
10.08.2010 в 13:28

Ну-с, 13-тый, кого должен любить чёрт?
Мне кажется, последние три предложения скорее относятся к совсем-совсем новым произведениям. Которые как Сумерки, Баффи и прочее из этой серии. С трудом нашла ссылку, которую мне когда-то дали. Тут отзыв одной женщины о последней премьере Сумерек и о серии в целом. Не буду пересказывать, у меня так хорошо не получится.
Как мне кажется, основная изюминка там в "отблеске принцевости". Я склонна понимать это следующим образом: стандартных принцев на всех не хватает, поищем среди вампиров. Потом, может, прочие вурдалаки с оборотнями пойдут. Просто пока образ вампира ближе сего к человеческому. Наверно, когда-нибудь и инопланетяне перестанут быть "нечто" и превратятся в зелёных спасателей на серебристой тарелке.

Что же касается основной мысли, то в моей семье увлечение потусторонним началось перед развалом Союза. Я родилась в 1985. Когда мне было около четырёх лет, начали ездить по всяким повитухам, выкатывать порчи яйцами и прочая ерунда случалась каждое лето, когда ездили к бабушке.
Следующее, что я выделяю -- сериал "Ведьмак". Много позже у нас и книга появилась, правда в распечатанном виде. Для меня он до сих пор нечто эталонное в некоторых смыслах. Но тогда его смотрела мама, а мне это было непонятно.
Дальше семьи бабушек ударились в религию: одни стали свидетелями Иеговы, другие ратовали за церковь. Мама же ушла в те самые магию, астрологию и прочих экстрасенсов. Это уже в районе двухтысячных. Всяких чумаков в нашей семье особо не чтили, я о них помню только как некий факт, который был в телевизоре изредка.
Потом умер папа и мама тоже зачастила в церковь, но при этом не забывает регулярно сверяться с гороскопом.

Пока печатала (с перерывом на обед), забыла, что хотела сказать второй половиной. Пока поработаю, может, позже вспомню.
10.08.2010 в 13:48

Все это - суета и асимметричный дуализм языкового знака
Да, налет принцевости тут несомненный. В том числе и поэтому в заглавному утверждении было "нечто от стокгольмского синдрома" - это и правда далеко не ведущий момент подобных произведений, но как-то он там ощущается.
Но не только в новейших. Те же книги Энн Райс - двумя поколениями младше («Интервью с вампиром» написано в 1976 году) и, пожалуй, именно с них начинается такая заметная трансформация образа.
Мне для сравнения приходит в голову мысль о «Кармилле» Шатобриана - наиболее близкое произведения из предшествующего периода интереса к потустороннему. "Интервью" - это почти что вывернутая наизнанку «Кармилла». Там - две девушки, тут - два юноши. Там - заботливые родичи мужеского пола, охраняющие девушку. Тут - мать и сестра, о которых должен заботиться юноша. Там вампир, Кармилла, несмотря на то, что явно обладает какими-то живыми чувствами, показана с точки зрения людей - как кошмарный монстр, разрушающий жизни. Тут дана точка зрения вампира - и оказывается, что он вовсе не монстр, а страдалец и едва только не добровольный мученик, питающийся крысами, чтобы не убивать людей.
Собственно, именно тут, ИМХО, начало стокгольмского синдрома: посмотреть на мир их глазами.

А за семейную историю спасибо) Я почти ровесник, но моих родных это догнало только недавно. Все вдруг сделались такими христианами…
10.08.2010 в 14:33

Ну-с, 13-тый, кого должен любить чёрт?
Да про Интервью сразу вспомнила. Только помню лучше фильм, чем книгу. Потом пробовала ещё что-то почитать из "Вампирских хроник", показалось всё тем же самым.

Но ведь не только в "вампирских" книгах рассматриваются обе стороны монеты (тут некстати вспомнился Булгаков). Обратила внимание, что в большей части информации последних 10 лет Америка пытается показать, что их президент весь такой хороший, но ему просто необходимо совершать зверские поступки. "Ёжики плакали, кололись, но продолжали есть кактус" это точно про него.
10.08.2010 в 15:06

Все это - суета и асимметричный дуализм языкового знака
Просто фильм появился на много лет позже книги, когда увлечение вампирианой стало уже окончательно массовым. Последующие книги, на мой взгляд, и правда однообразны и написаны намного хуже, а вот "Интервью" было своего рода прорывом.
Не только) Просто это - тот случай, история которого мне достаточно неплохо знакома. И как раз в истории вампирианы четко заметна точка поворота. Но я уже писал выше, что в общем-то считаю это просто следствием экзистенциального слома в сознании людей конца XX века.
Ну а с в том, что касается Америки... А что им еще-то делать? Не сказать же: да, он - гад, и мы - тоже. Это ж что за политика у нас тогда будет)))
10.08.2010 в 15:23

Ну-с, 13-тый, кого должен любить чёрт?
да, он - гад, и мы - тоже
Конечно, трудно изнутри судить, но мне кажется, что МЫ так и живём: ругаем и себя и президента и вообще всё вокруг.
10.08.2010 в 15:31

Все это - суета и асимметричный дуализм языкового знака
Есть немного :laugh: Но это так, в кулачок, на кухне. А в международные просторы все равно уходят заявления о вечном величии Медве-Пу.
10.08.2010 в 15:34

Ну-с, 13-тый, кого должен любить чёрт?
Что верно, то верно.