Постепенно у нас в ВУЗах укореняется рейтинговая система, и думать, хорошо это или не очень, наверное, несколько поздно. Решение уже принято. Но не думать не получается.
Первое впечатление у меня было положительным. И преподавателю хорошо, и студенту. У нас появляется значительно более надежный критерий оценки знаний студента: если он весь семестр ходил на занятия, активно работал, выполнял задания, да еще на экзамене на вопрос хорошо ответил, значит знания у него достойные, можно спокойно ставить пять, не думая, что повезло. И с плохими оценками все ясно. Человек сам виноват, знал про рейтинг, но ничего не делал. Ты тут не при чем, можно спокойно ставить тройку или двойку. Гораздо меньше внутренних сомнений, переживаний, размышлений над тем, достаточно ли ты объективен. Еще один безусловный плюс – необходимость регулярных проверок стимулирует придумывать новые задания, проверочные работы, тесты. У студентов больше практики и она разнообразнее.
Студентом тоже сплошная выгода.
В прошлом семестре на пересдаче был у меня разговор.
– Вы же знаете, что предмет сложный, самим читать научную литературу и разбираться в ней вам не очень удается. Так почему ж не ходите, ведь на парах мы и разбираем все подробно, и на вопросы я всегда отвечу.
– Да знаете, мы и понимаем, что надо, и даже интересно нам. Но вот… Не ходится. И так на все предметы. А потом учим за три дня. Но вот тут почему-то никак не получается…
Не ходится. Звучит по-детски. Но ведь у всех в жизни есть что-то подобное. Мы знаем, что надо быть честными, но есть ли человек, который хоть раз не соврал? Мы знаем, что надо заниматься спортом, делать зарядку по утрам. Что, делаем? Люди очень многое знают и понимают, но не делают. А вот под воздействием внешнего стимула все как-то и легче. Да и со школы приучены. Обязаловка, проверки, контрольные, оценки каждый день. Все это не позволяет лениво укрыться в спасительное «потом». Поэтому работа бывает более равномерной, регулярной, знания усваиваются надежнее.
Вот только именно последний пункт навел меня на мысль, что на самом деле в этом спасительном удобстве кроется подвох. Люди и так привыкли, что делать что-то надо только под давлением внешних стимулов. За большинством нужны проверяльщики. Личной ответственности, заинтересованности, инициативности многим не хватает. И прежде именно институт, будучи своеобразным промежуточным звеном между детством и взрослой жизнью потихоньку приучал нас ко многим важным вещам: самим планировать время и темп занятий, относиться ответственно ко взятым на себя обязательствам, учиться правильно расставлять приоритеты и решать накопившиеся проблемы.
Вот я и думаю, а не превратит ли рейтинг ВУЗ в простое продолжение школы? И не получится ли так, что вместо того, чтобы привыкать ко взрослой жизни, люди будут укрепляться в своеобразном инфантилизме?
Работой над УМК навеяно
Cognitive-dissonance
| воскресенье, 03 марта 2013