Номер первый: Повседневная жизнь рыцарей
ISBN: 5-235-02895-3 Автор: Флори Жан Переводчик: Нестеров Ф. Ф Редактор: Петров А. В. Издательство: Молодая гвардия, 2006 г. Серия: Живая история: Повседневная жизнь человечества Страниц: 356 |
Аннотация:
Как только речь заходит о средневековых рыцарях в целом, сразу же перед нашим мысленным взором проходит один и тот же, в сущности, образ доблестных и благородных воителей в светлых блистающих латах. Стоит, однако, в этот прекрасный образ вглядеться, как он начинает расплываться, дробиться, теряя свою первоначальную однозначность.
Автор этой книги, известный французский исследователь Жан Флори, сознательно дробит хрестоматийный образ рыцарства на несколько ключевых проблем и пытается решить их, рассматривая во времени. И удивительно, но в поисках ответов на важнейшие вопросы по истории рыцарства: о происхождении, об изменении тактики боя, о турнирах, об идеологии и влиянии на ее образование Церкви и аристократии, о вассальной зависимости и земельных держаниях, о Крестовых походах и рыцарской литературе - мы вместе с автором вновь возвращаемся к исходному образу, неожиданно обретшему плоть и кровь, обогатившемуся в наших глазах многими подробностями своей повседневной жизни.
Впечатления:
На самом деле заглавию содержание не слишком соответствует: чего в книги нет - так это как раз повседневной жизни. Скорее это история идеологии средневековых военных. Главным образом рассказывается о становлении рыцарства как социальной страты, о его идеологии, чаяниях и взгляде на самих себя. Меньше - о эволюции оружия, доспехов и тактики ведения боя. Мельком описываются особенности средневековой войны, вскользь говорится о Крестовых походах, под конец разбираются рыцарские романы как источник информации о рыцарстве. Мне лично интереснее всего было начало: кусочек, посвященный периоду после падения Рима и докаролингской Европе. О становлении государственности в Европе я не знал практически ничего, подробности вроде того, что первые короли - по сути просто военные лидеры племени, никогда не имевшие "королевства", просто потому что варварские племена, из которых позднее складывались европейские нации, были кочевыми, - были неожиданны.
Остальное тоже здорово, хотя кое-что из этого знал и раньше, но в основном отрывочно, целостной картины не было. В своем роде порадовало завершение - анализ рыцарских романов. Многие из этих текстов ("Ивейн", "Парцифаль", "Тристан и Изольда" и пр.) я в свое время читал, однако как-то не задумывался об идеологическом содержании. Вообще, рыцарский роман мной был воспринят как довольно однородное образование, выражающее мечту средневекового человека об идеальном герое. Флори показывает, что даже написанные в одно время романы весьма несходны: на какие-то из них наложила заметное влияние церковная концепция рыцарства, какие-то - отражают чисто светский идеал. Степень проникновения в них языческого начала тоже различна.
В книге был и еще один "литературный" кусочек: о "жестах" и "ле", но он гораздо более скомканный. Да и из "жест" кроме "Песни о Роланде" я ничего не знаю, а про "ле" так и вовсе - только из лекций. Так что в любом случае любопытно и местами даже профессионально полезно. Через некоторое время планирую пересмотреть еще раз: очень многое уже помню только в общих чертах.
Несколько фрагментов в вольном пересказе:
"Лэ" Марии Фразцузской. Четыре рыцаря любят прекрасную даму. Дама любит всех четверых и выбрать никак не может. Бедняги изо всех сил состязаются в доблести, потому как дама сказала, что отдаст руку достойнейшему. На турнире изощрялись и так и эдак, заполучили много добычи и во всем оказались равны. Пришлось ждать следующего турнира, на котором они аж из строя вырвались, чтоб доблесть свою показать. Трое тут же и погибли. Четвертому повезло не многим больше: он получил ранение такого свойства, что воспользоваться благосклонностью дамы уже не мог. Дама, впрочем, всю оставшуюся жизнь хранила ему верность.
Король англоскасов ранил (отрубил ногу мечом) и сбросил с лошади предводителя сарацин. Подбегает оруженосец и добивает его.
Король: - Как ты посмел добить раненого врага? Это абсолютно нерыцарственно!
Оруженосец: - О король, у него нет ноги, но есть гениталии. Он родит нам врага.
Король: - Умный мальчик. Следующий раз я так же поступлю.