Лекс Воронцов
Все это - суета и асимметричный дуализм языкового знака
В этом семестре мне предстоит прочитать курс "Современные литературоведческие концепции". Крохотный, на пять лекций. Казалось бы, что такое прочесть пять лекций по предмету, который находится на магистрали профессиональных интересов?
А вот я чувствую, что формулировка загоняет меня в тупик. Прежде всего - что считать "современностью"? Промучившись, пришел к выводу, что для нынешнего мира это лет десять, не больше. Остальное может оставаться актуальным, но считаться современным - сомнительно.
Однако ни одной новой литературоведческой концепции, появившейся за последние десять, лет я не знаю. Последняя - постструктурализм. Пусть даже после нее - социология Бурдье. Обе они относятся к началу 2000-ных и находятся на грани современного и не современного. В русской традиции последним был структурализм, уже в 90-е годы осознававшийся как что-то, ушедшее в прошлое.
Возможно, я именно что не знаю - а оно где-то есть. Но раз не знаю, то и рассказать об этом мне не по силам. О чем тогда рассказывать? О постколониализме, гендерных и феминистических исследованиях, дискурсе власти? Да, это актуально сейчас за кордоном. Но вряд ли хоть что-то затронет в тех, кому мне предстоит это вещать. В России же последних лет не то что нет хороших работ - сказать такое было бы ложью, - нет работ концептуальных. Люди заняты своим делом, а не изобретением систем. О новой парадигме мечтает разве что небольшая кучка НЛОшников, которые, пожалуй, еще более иностранны, чем иностранцы настоящие.
Но о чем тогда? О герменевтике, рецептивной эстетике, постструктурализме, социологии и сборно - обо всем, что все еще живо? Да с радостью. Вот только о современности тут не будет ни слова.

@темы: Жизненное, Игры в разум