Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: игры в разум (список заголовков)
13:35 

Библиография

Все это - суета и асимметричный дуализм языкового знака
В книге "Поэтика русской прозы" (М., 2006) опубликована библиография Ю.В. Манна

@темы: Игры в разум, Второй том

02:12 

Биобиблиографические источники

Все это - суета и асимметричный дуализм языкового знака
Зарубежье
Литературное зарубежье России: энцикл. справ. Москва: Парад, 2006.
Литературная критика и литературоведение на страницах зарубежной периодики на русском языке. 1980-1995 : сборник рефератов и аннотаций / Г. Гезен, Л. Хотин. Москва, 2007.
Российское Зарубежье во Франции, 1919-2000: биографический словарь : в трех томах. М., 2012.
Незабытые могилы : российское зарубежье : некрологи 1917-1997 : в 6 т. / Российская гос. б-ка. Отд. лит. рус. зарубежья ; сост. В. Н. Чуваков Москва: Пашков дом, 1999-2007.

По вузам
Профессора Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена в XXI веке. 2001-2006 годы : биографический справочник. СПб., 2007.
Филологический факультет Московского университета: Энциклопедический словарь. М., 2005.
В.А. Волков, М.В. Куликова, В.С. Логинов Московские профессора XVIII - начала XX веков: Гуманитарные и общественные науки. М., 2006.
Казанский университет: (1804 - 2004): Биобиблиогр. словарь. Казань, 2004. (Т. 1, 2 точно есть, может и больше)
Филологический факультет: события и люди [Текст] : страницы истории филологического факультета Пермского университета, 1916-2011 : 95-летию ПГНИУ посвящается. Пермь: , 2011.
Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета : : Материалы к истории фак. : [Справочник] / С.-Петерб. гос. ун-т; [Сост. И.С. Лутовинова]. - 3. изд., испр. и доп. СПб. : Фил. фак. С.-Петерб. гос. ун-та , 2002
Уральский государственный университет в биографиях. Екатеринбург, 2010

Писатели
Русские писатели : XX век : Биобиблиогр. слов. : В 2 ч. / Под ред. Н. Н. Скатова .-М. : Просвещение, 1998
Литературный Санкт-Петербург. XX век [Текст] : прозаики, поэты, драматурги, переводчики : энциклопедический словарь : в 2 т. Спб., 2011.
Русские писатели. XX век : биографический словарь : А - Я / сост. И. О. Шайтанов. М., 2009.

Именные энциклопедии
Шолоховская энциклопедия. М., 1012.
Бажовская энциклопедия
Розановская энциклопедия
Энциклопедия "Слова о полку Игореве"
Лев Толстой: Энциклопедия. М., 2009

Библиотечные и библиографические
Книговедение: Энциклопедический словарь. М., 1982.
Гульчинский В.И., Фокеев В.А. Деятели отечественной библиографии (1917 – 1929): Справочник. М., 1994. Ч. 1.
Книга: Энциклопедия. М., 1998.
Библиотечная энциклопедия. М., 2007; Библиографы: Биобиблиогр. справочник. М., 2010.
Машкова М.В. История русской библиографии начала XX в. М., 1969.
Сотрудники Российской национальной библиотеки — деятели науки и культуры: Биографический словарь: В 4 т. СПб., 1994 - 2003 (в датах не уверен)

@темы: Игры в разум, Второй том, Курсив мой

21:08 

Все это - суета и асимметричный дуализм языкового знака
Когда человеку появляется, что терять, он очень легко теряет себя.

@темы: Игры в разум

22:16 

Читательский дневкик

Все это - суета и асимметричный дуализм языкового знака
Реинкарнация очередная.
Буду списком заносить сюда все прочитанное и перечитанное, как мелкое, так и крупное. С датами. А развернутые рецензии и комментарии - уже по настроению, может, как и раньше, отдельными постами.

до апреля

23. Перемышлев Эти страшные цветы - лютики.
30.03.2016
24. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Л., 1978.
13.04.2016
25. Манн Ю.В. У истоков русского романа // Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. М., 1987.
20.04.2016
26. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. М., 1995. Главы 7–10.
20.04.2016
27. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1996. Главы 1; 3; 6.
20.04.2016
28. Манн Ю.В. Философия и поэтика натуральной школы // Проблемы типологии русского реализма. М.,1969. С. 241-305.
20.04.2016
29. Зощенко М. Перед восходом солнца.
1.05.2016
30. Гроссман В. Все течет.
2.05.2016
запись создана: 10.01.2016 в 14:53

@темы: А поговорить?, Игры в разум, Осторожно, кавычки закрываются, Ссылки

17:58 

Cogito

Все это - суета и асимметричный дуализм языкового знака
В жизни люди постоянно высказывают те или иные суждения, но источник этих суждений для них часто скрыт. Именно поэтому так легко манипулировать сознанием людей. Вместо единой системы мнений, основанной на осознаваемых ими принципах, мы имеем дело с разрозненными высказываниями, которые не являются личной позицией человека, а просто усвоены им, часто в не полностью переваренном виде.
Вопрос в том, что для того, чтобы четко осознать природу своих суждений, по сути, надо выстроить личную онтологию, гносеологию, этику и т.п. Т.е. создать личную системную философию. Труд громоздкий и неблагодарный.
И все же нужно проделать его хоть в каком-то сокращенном варианте. Дойти до личного аналога декартовского "когито". Просто чтобы понимать, что свое, а что - навязано извне.

@темы: Just the way I am, Игры в разум

19:51 

Работой над УМК навеяно

Все это - суета и асимметричный дуализм языкового знака
Постепенно у нас в ВУЗах укореняется рейтинговая система, и думать, хорошо это или не очень, наверное, несколько поздно. Решение уже принято. Но не думать не получается.
Первое впечатление у меня было положительным. И преподавателю хорошо, и студенту. У нас появляется значительно более надежный критерий оценки знаний студента: если он весь семестр ходил на занятия, активно работал, выполнял задания, да еще на экзамене на вопрос хорошо ответил, значит знания у него достойные, можно спокойно ставить пять, не думая, что повезло. И с плохими оценками все ясно. Человек сам виноват, знал про рейтинг, но ничего не делал. Ты тут не при чем, можно спокойно ставить тройку или двойку. Гораздо меньше внутренних сомнений, переживаний, размышлений над тем, достаточно ли ты объективен. Еще один безусловный плюс – необходимость регулярных проверок стимулирует придумывать новые задания, проверочные работы, тесты. У студентов больше практики и она разнообразнее.
Студентом тоже сплошная выгода.
В прошлом семестре на пересдаче был у меня разговор.
– Вы же знаете, что предмет сложный, самим читать научную литературу и разбираться в ней вам не очень удается. Так почему ж не ходите, ведь на парах мы и разбираем все подробно, и на вопросы я всегда отвечу.
– Да знаете, мы и понимаем, что надо, и даже интересно нам. Но вот… Не ходится. И так на все предметы. А потом учим за три дня. Но вот тут почему-то никак не получается…
Не ходится. Звучит по-детски. Но ведь у всех в жизни есть что-то подобное. Мы знаем, что надо быть честными, но есть ли человек, который хоть раз не соврал? Мы знаем, что надо заниматься спортом, делать зарядку по утрам. Что, делаем? Люди очень многое знают и понимают, но не делают. А вот под воздействием внешнего стимула все как-то и легче. Да и со школы приучены. Обязаловка, проверки, контрольные, оценки каждый день. Все это не позволяет лениво укрыться в спасительное «потом». Поэтому работа бывает более равномерной, регулярной, знания усваиваются надежнее.
Вот только именно последний пункт навел меня на мысль, что на самом деле в этом спасительном удобстве кроется подвох. Люди и так привыкли, что делать что-то надо только под давлением внешних стимулов. За большинством нужны проверяльщики. Личной ответственности, заинтересованности, инициативности многим не хватает. И прежде именно институт, будучи своеобразным промежуточным звеном между детством и взрослой жизнью потихоньку приучал нас ко многим важным вещам: самим планировать время и темп занятий, относиться ответственно ко взятым на себя обязательствам, учиться правильно расставлять приоритеты и решать накопившиеся проблемы.
Вот я и думаю, а не превратит ли рейтинг ВУЗ в простое продолжение школы? И не получится ли так, что вместо того, чтобы привыкать ко взрослой жизни, люди будут укрепляться в своеобразном инфантилизме?

@темы: Игры в разум, Жизненное, А поговорить?

12:32 

Неуловимая современность

Все это - суета и асимметричный дуализм языкового знака
В этом семестре мне предстоит прочитать курс "Современные литературоведческие концепции". Крохотный, на пять лекций. Казалось бы, что такое прочесть пять лекций по предмету, который находится на магистрали профессиональных интересов?
А вот я чувствую, что формулировка загоняет меня в тупик. Прежде всего - что считать "современностью"? Промучившись, пришел к выводу, что для нынешнего мира это лет десять, не больше. Остальное может оставаться актуальным, но считаться современным - сомнительно.
Однако ни одной новой литературоведческой концепции, появившейся за последние десять, лет я не знаю. Последняя - постструктурализм. Пусть даже после нее - социология Бурдье. Обе они относятся к началу 2000-ных и находятся на грани современного и не современного. В русской традиции последним был структурализм, уже в 90-е годы осознававшийся как что-то, ушедшее в прошлое.
Возможно, я именно что не знаю - а оно где-то есть. Но раз не знаю, то и рассказать об этом мне не по силам. О чем тогда рассказывать? О постколониализме, гендерных и феминистических исследованиях, дискурсе власти? Да, это актуально сейчас за кордоном. Но вряд ли хоть что-то затронет в тех, кому мне предстоит это вещать. В России же последних лет не то что нет хороших работ - сказать такое было бы ложью, - нет работ концептуальных. Люди заняты своим делом, а не изобретением систем. О новой парадигме мечтает разве что небольшая кучка НЛОшников, которые, пожалуй, еще более иностранны, чем иностранцы настоящие.
Но о чем тогда? О герменевтике, рецептивной эстетике, постструктурализме, социологии и сборно - обо всем, что все еще живо? Да с радостью. Вот только о современности тут не будет ни слова.

@темы: Жизненное, Игры в разум

13:13 

Все это - суета и асимметричный дуализм языкового знака
Иногда мне кажется, что идеальным филологом был бы ученый вообще без убеждений. Человек-зеркало.
Точнее, человек, способный оставлять свои убеждения, точно одежду в платяном шкафу, встречаясь с текстом полностью нагим.

@темы: Игры в разум

00:36 

Все это - суета и асимметричный дуализм языкового знака
Чем больше читаю про Испанию, тем больше вижу сходства с Россией (когда читал про другие страны, в глаза бросалась прежде всего инаковость). Сначала - Испания Золотого века - ровненько с нашими экономичнскими проблемами. Теперь вот франкизм, на который современный "путинизм" похож, точно брат-близнец.
Да и Ортега-и-Гассет вот словно про нас в своей "Бесхребетной Испании".

@темы: Игры в разум

21:08 

Все это - суета и асимметричный дуализм языкового знака
"Концепции литературного развития в большинстве своем - самые настоящие бредовые системы с их тягой к непомерному разрастанию, к захвату всего творческого материала, к попытке свести все разнообразие и богатство литературного процесса к нескольким генеральным линиям. Фактически любая глобальная литературно-теоретическая система, которая претендует на универсальность охвата, на то, что она открывает всеобщие законы художественного развития и может вместить в себя все, несет явные черты безумия". Ефим Курганов
ec-dejavu.ru/d/Delirium.html

@темы: Игры в разум, Мы-то, батенька, за большевиков. А вот вы, наверное, коммунисты (с), Осторожно, кавычки закрываются

13:02 

Все это - суета и асимметричный дуализм языкового знака
Читаю о Л.Н. Толстом к завтрашней паре, наткнулся на эпизод о "белом, красном, квадратном" ужасе. Отчасти напоминает "Тошноту" Сартра, но все же тут другое. Однако что-то в этой фразе резануло. Начал думать.
Все-таки ужас - не красный. Красные - огонь, боль, отчаяние. Ужас отчасти белый, хотя лучше - белесоватый. Но больше - серый, липкий и склизлый. И слегка ворсистый, тоненький, как лапки насекомых. И с острыми блестящими всполохами - как лезвия.
И не квадратный. Квадрат - нечто на плоскости. Уже не то. При этом он обладает четкой правильной формой. И углами. Квадратной может быть тревога, наверное. Или больная совесть. Квадратной и свинцовой. А ужас должен быть изменчивым и бесформенным. Коротким, резким и линейным или похожим на густой и плотный туман, постепенно обволакивающий, затягивающий, удушливый.

@темы: Игры в разум, Литература

23:09 

Все это - суета и асимметричный дуализм языкового знака
"С точки зрения метапозиции, история - это структура сознания, опыт культурного мышления, а не объект, обладающий своими абсолютными свойствами. В этом смысле идеи "конца", "начала" или "остановки" истории остаются неотрефлексированными метафорами внутреннего наблюдения"
А. Пятигорский

@темы: Осторожно, кавычки закрываются, Игры в разум

01:11 

Все это - суета и асимметричный дуализм языкового знака
Персонажей с раздвоением личности у нас в словаре еще не было)
А вот Адрианова-Перетц как-то ухитрялась почти пять лет преподавать одновременно в Питере и Самаре. Научите меня так!

@темы: Игры в разум, Молчит Гугл, не дает ответа..., Перловка

23:28 

lock Доступ к записи ограничен

Все это - суета и асимметричный дуализм языкового знака
Рабочее. Чтоб не запутаться в переписке.

URL
00:17 

В очередной раз о Достоевском

Все это - суета и асимметричный дуализм языкового знака
Перечитывал к завтрашнему семинару "Бедных людей". Неожиданно для себя прочитал этот текст как пародию. Интересно, это у меня настроение такое или там правда очень мощный пародийный пласт именно по отношению к сентиментальной традиции, а не только к гоголевской и т.п.?

@темы: Игры в разум

22:17 

Все это - суета и асимметричный дуализм языкового знака
Проклятый вопрос литературоведения: что считать "термином" и "понятием". Все отлично, когда рассуждаешь об этом теоретически. А вот сейчас у меня конкретная практическая задача: редактура серьезного энциклопедического издания, в каждой статье которого требуется выделить упоминаемые литературоведческие термины. Я на первой же статье запнулся.

@темы: Just the way I am, Tristia, Жизненное, Игры в разум

16:34 

Все это - суета и асимметричный дуализм языкового знака
"Осмысление": изящно-двусмысленно. О-смысление как наделение смыслом того, у чего его не было и нет, дарование содержания пустой оболочке. Но и о-смысление как понимание, проникновение в глубину.
В реальной практике одно за другое принять слишком легко.

@темы: Игры в разум, Just the way I am

16:52 

Неожиданное

Все это - суета и асимметричный дуализм языкового знака
Сейчас как- то неожиданно для себя осознал, что отчасти понимаю монархистов.
Вот читаю про 19 век - ровно те же проблемы: промышленность на нуле, ничего своего, сырьевой экспорт, ни науки, ни образования, из искусств только литература не вторична, чиновничий аппарат разжирел, воруют все. И только одно "но" - дневниковая запись Николая: "В этой стране не воруем только я и наследник престола". Современные менеджеры - президенто-премьеры - как клопы - насосутся и отвалятся в Европы. А царская фамилия кровью со страной связана была - бежать некуда. Вот и приходилось хоть худо-бедно да со скрипом, а думать, что делают.

@темы: Чувства вслух, Игры в разум, Жизненное

20:18 

Терри Иглтон. Цитатник

Все это - суета и асимметричный дуализм языкового знака
"...неотъемлемой частью того, что называется культурным материализмом, является утверждение, что мужчины и женщины живут в конечном счете не культурой".

"...система, погибшая в Советском Союзе, была марксистской только в том смысле, в каком инквизиция была христианской".
Пополняется по мере чтения

Сергей Зенкин Заметки о теории. Фрагмент об Иглтоне

@темы: Игры в разум, Осторожно, кавычки закрываются

11:49 

Филологические будни

Все это - суета и асимметричный дуализм языкового знака
Доцент бегал по кафедре и кричал:
- Я - идиот! Я - кандидат филологических наук, но я - идиот! Так и передайте проректору, что я - идиот!
- Так и передам, - спокойно ответил завкафедрой.
(с) Коллеги

Вот сейчас я его понимаю. Сел за редактуру и тоже чувствую себя идиотом... Никогда не думал, что вычитать статью - это бедствие. А их будет несколько сотен.

ЗЫ: Пойду кого-нибудь убью. Берегитесь, человеки, нежить злая и нервная.

@темы: Такая типо сада-маза, Игры в разум, Жизненное, Tristia

Когнитивный диссонанс

главная